Отдел духовых и ударных инструментов г.Кировоград - Муз.Училище

Труба

История Трубы



Труба — один из самых древних и широко распространенных во всем мире музыкальных инструментов, поэтому история трубы богата и разнообразна. Как только первобытный человек осознал,что из пустотелой кости или рога животного можно извлечь звук,он стал применять их в обиходе,на охоте,войне,в обрядовых церемониях. Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб был тот же,что и тот,который используется сейчас:в узкое отверстие вдувался воздух,а широкий конец рога,кости или морской раковины усиливал звучание. Древний мир Труба занимала важное место в культурах стран Древнего мира — в Египте, Китае, Индии, Греции, Италии.На многих культурных памятниках той эпохи встречается много изображений музыкантов. В Древнем Египте такой музыкальный инструмент, как труба, занимала играла существенную роль в жизни государства. Трубы звучали на придворных церемониях,праздниках,в культовых обрядах. В военной музыке Китая задолго до нашей эры находили применение самые разнообразные металлические музыкальные инструменты различных форм. Широкой известностью пользовались китайские бронзовые трубы. В то же время в Индии была распространена труба из морской раковины,обладавшая густым звуком и называвшаяся шанкха. Значительное место занимала труба в музыкальной культуре Древней Греции.Известно,что в программу Олимпийских игр входило соревнование на медных инструментах, которое заключалось в том, что участники должны были извлечь как можно более громкий звук. И кому это удавалось, тот и побеждал. Трубы учавствовали и в театральных представлениях,праздниках и парадных церемониях. В Древнем Риме существовало разделение инструментов на женские и мужские по характеру исполняемой на них музыки.Медные инструменты (прямые трубы, рога, букцины, литуусы) были несомненно мужскими и использовались в основном в военном быту.В составе римских легионов были большие «оркестры» медных духовых.Но трубы применялись не только в военной жизни, но и учавствовали в официальных церемониях, торжественных шествиях, сопровождали бои гладиаторов и т.д. Об этом свидетельствуют разные источники, в частности историк Марк Юстиан Юстин писал:»Не было такого празднества или пляски, которые бы не сопровождались звуками труб и тимпанов (барабанов — прим. редактора)» Средние века Эпоха античности завершилась падением Рима (467г.). Власть перешла в руки крупных феодалов и церкви,которая разрушала все достижения античной культуры. Проповедуя суровый аскетизм,она сузила искусство до рамок служения культу. Запрет получила инструментальная музыка,а на первый план выдвикалось хоровое пение. Преследованию подверглись и музыкальные инструменты,которые были исключены из церковной практики вплоть до 8 века. И все же не смотря на запреты,в это время развивается светская культура. Это творчество мимов,жонглеров,шпильманов (бродячие артисты из народа), многие из которых умели играть на духовых инструментах. А с 12 века у рыцарского сословия тоже появляются такие светские музыканты (они же и поэты — исполняли под аккомпанемент свои же сочинения) — это трубадуры, труверы и миннезингеры. В условиях рыцарского быта труба не теряет своего значения. На ней играли специальные воины-музыканты. Одежда и снаряжение трубача было такое же, как у других солдат, но меч у него был сломан. Этим показывалось, что трубач — не воин,но уважать его надо так же, как воина. Когда рыцари шли на войну, войско сопровождали трубачи, от которых зависело управление походной и лагерной жизнью. Труба подавала сигналы и во время сражений, управляя войсками. Высоко было значение трубы и в повседневной жизни средневекового города. Была распространена традиция так называемой «башенной музыки», когда трубачи располагались на башнях и с помощью определенных сигналов оповещали горожан о времени суток, о важных событиях в жизни города. Возрождение В Западной Европе трубы вначале имели прямой ствол,один конец которого заканчивался раструбом,а в другой — вставляли мундштук.Но они порой были очень длинные и были неудобны в употреблении,поэтому их стали сгибать,сохраняя при этом общую длину. На изображениях 13-14 столетий встречаются трубы разных форм, но постепенно утвердилась такая, которую вы видите на фотографии. Вторая половина 16 — начало 17 века вошли в историю музыкальной культуры как эпоха Возрождения (Ренессанса). Искусство Возрождения отражало те политические и экономические изменения, которые произошли в то время в Европе. С началом в 16 веке эры капитализма связан подлинный расцвет искусства. Эпоха Возрождения ознаменована бурным развитием светской музыки. Происходит расширение границ инструментальной музыки: она выходит за рамки аккомпанемента певцам и хорам; появляются произведения, предназначенные как для пения, так и для игры. Труба в это время занимала скромное положение в светском музыкальном исполнительстве. Она по-прежнему использовалась так же, как и в предыдущие эпохи. Конструктивные особенности тоже не претерпели существенных изменений Барокко Вторая половина 17 — начало 18 столетия — период определения роли трубы в музыкально-исполнительской практике. В это время наряду с обычной натуральной трубой был широко распространен и другой инструмент,который впоследствии стал называться барочной трубой.Это очень близкие инструменты,но все же не одинаковые.Главным отличием являлось наличие у барочной трубы нескольких маленьких дырочек для более точного интонирования(т.к. клапанов или вентилей в то время еще не было,и исполнялись только звуки натурального звукоряда). Партии барочных труб в сложном верхнем регистре встречаются у многих композиторов той эпохи,включая Баха и Генделя.Наряду с ними использовались и обыкновенные натуральные трубы,которые исполняли 3 и 4 партии в оркестре. Техника игры на барочной трубе получила название Clarino (предположительно от латинского слова clarus — «яркий»).Техника эта заключалась в том,что исполнитель играл только при помощи губного аппарата при поддержки этих дырочек для интонирования в высоком регистре,который звучал у барочной трубы намного ярче,чем у обыкновенной натуральной. Партии кларино до сих пор поражают своей сложностью.Известный немецкий трубач и теоретик И.Э.Альтенбург(1736-1801) отмечал,что исполнение партий кларино было делом нелегким и требовало от исполнителя природно подходящих губ,крепких зубов,гибкого языка,хорошего дыхательного аппарата,выносливого организма и много времени для систематических занятий. Помимо широкого использования трубы в оркестре в эпоху барокко писалось множество произведений для солирующей трубы,струнных и цифрованного баса.Одними из первых известных сегодня произведений были сонаты итальянского придворного композитора Джироламо Фантини,сочиненные в 1638 году.Все сонаты небольшие по размерам,контрастные по темпам и довольно трудные для по-настоящему хорошего исполнения в стиле того времени. Кроме труб,очень близких по форме к современному инструменту,в практике применялись и трубы,очень похожие на современные валторны(см.фото).Сейчас сложно определить,относился ли этот инструмент к семейству труб или рогов.К примеру Бах в своих партитурах называл его и рогом(Corno da Caccia — «охотничий рог»(итал.)),и трубой(Tromba da Caccia — «охотничья труба»).У этой трубы тоже не было ни клапанов,ни вентилей(как и у всех натуральных инструментов), но имелось несколько отверстий для регулировки интонации.Очень известен портрет знаменитого трубача Готфрида Райхе(1667-1734),игравшего в Лейпциге в оркестре И.С.Баха до 1734 года.На ней он как раз изображен с такой трубой. Сложные псртии трубы в оркестре и наличие большого количества сольных произведений говорит о том,что в Европе имелись великолепные трубачи,владевшие в совершенстве своим инструментом.До нас дошли имена некоторых из них: это уже упоминавшиеся выше немцы И.Альтенбург и Г.Райхе,англичане Джон Шор(1662-1753) и Валентайн Сноу(ок.1700-1770) — первые исполнители Персела и Генделя — и другие. Как сказал Ю.Усов,»эпоха барокко была золотым веком солирующей трубы» Классицизм Вторая половина 18 века характеризуется появлением классического оркестрового стиля.На первый план выступает гомофонный стиль письма(т.е. когда есть главная мелодия и аккомпанемент).Это повлияло на композиторское мышление и утверждение классического парного состава симфонического оркестра (группа медных включала сначала 2 валторны,2 трубы,а потом добавились 2 валторны и 3 тромбона).И если в эпоху барокко трубы вводились в оркестр по мере необходимости,то здесь они стали полноправными его участниками. Но вся музыкальная культура того времени была сосредоточена в дворянских поместьях,и музыка имела в основном прикладной характер (т.е. сопровождала застолья,гуляния,небольшие домашние концерты…). В таких условиях яркий стиль кларино не был востребован и постепенно утратился.Композиторы классики трактовали трубу иначе — ей отводилась роль гармонического аккомпанемента,иногда со «вставками» героического,а позже и трагического характера.В 1795 году была издана книга Альтенбурга «Опыт наставления игре на героических музыкальных трубах и искусства игры на литаврах»,но ко времениее выхода она уже потеряла свою актуальность.В эпоху классицизма почти нет сольных произведений для трубы-кларино (исключениями являются лишь концерты Леопольда Моцарта,Михаэля Гайдна и,возможно,ранний концерт В.-А.Моцарта,который,к сожалению,не сохранился). Но такое положение вещей не могло оставаться очень долгим.Развитие музыкального исполнительства требовало повышения технических качеств и усовершенствования конструктивных особенностей инструментов.Эта тенденция коснулась и трубы,ограниченные технические возможности которой не устраивали исполнителей и композиторов.В начале 90-х годов 18 века Венский придворный трубач Антон Вайдингер попробовал применить к инструменту клапанный механизм,как у деревянных духовых.В 1801 году он ее запатентовал.Инструмент был оценен музыкантами и композиторами и сохранялся в практике до 1820-х годов.Для него были написаны «Начальная школа игры на клапанной трубе»(автор — солист театра «Alla Scala» Дж.Кастран) и несколько концертов венскими композиторами (сочинения Л.Кожелуха,Ф.Кс.Зюсмайера).В их числе также и популярные концерты И.Гуммеля (1803) и Й.Гайдна (1800),которые не обходит вниманием ни один трубач. Сам Вайдингер активно и успешно концертировал,представляя свой инструмент в разных странах Европы.Несмотря на это,употребление клапанной трубы оставалось весьма ограниченным (как предполагается,из-за некачественного тембра).Единственный известный случай ее применения в оркестре — это опера французского композитора Дж.Мейербера «Роберт-Дьявол» (1831) Романтизм Как мы видим,клапанная труба была несовершенным инструментом и не отвечала запросам того времени.Требовались новые идеи. И вот в 1790 году появился вентильный механизм. Идея его создания принадлежала ирландскому мастеру Шарлю Клаже (1755-1820). Он соединил общим мундштуком две трубы в разных строях,и с помощью вентиля можно было переключать инструмент с одного строя на другой.В дальнейшем в следствие многочисленных экспериментов мастера пришли к выводу,что следует соединять не инструменты разных строев,а специальные дополнительные трубки (кроны),которые понижают общий строй инструмента.Одновременно придумывались и наиболее совершенные варианты вентилей. Первыми, кто снабдил трубу двумя вентилями были братья Антон и Игнац Кернеры (1806). Современные трубы с вращающимися вентилями основываются на конструкции немецкого мастера Йозефа Ридла. Его изобретение относится к 1832 году.Трубы с помповыми вентилями построены по принципу,разработанному Франсуа Перине. Введение усовершенствованной трубы в оркестр проходило медленно.Композиторы обращались с ней осторожно.Сначала композиторы указывали в партитуре,для каких труб — натуральных или вентильных — написаны партии. Впервые хроматические трубы появились в оркестре в 1831 году: итальянский композитор Винченцо Беллини применил их в опере «Сомнамбула».Вскоре ими воспользовались Ф.Галеви («Дочь кардинала»),Дж.Мейербер(«Гугеноты» и «Пророк»),Г.Доницетти («Фаворитка» и «Дочь пока»). Тембр натуральной трубы был очень красивым,а получив вентильный механизм,по отзывам некоторых современников, она потеряла свою прелесть.Это могло быть связано как с несовершенством вентильных механизмов,так и недостаточной подготовленностью исполнителей к этому инструменту. М.И.Глинка писал:»…музыкальные уши не страдали,как ныне,от неверных,противных звуков,которыми теперь нас нещадно угощают…марш в финале оперы «Жизнь за царя» написан мною именно для простых труб…» Не такого мнения были некоторые другие композиторы.Н.А.Римский-Корсаков приветствовал появление новых труб и даже приобрел некоторые из них для более подробного изучения их возможностей.По его просьбе были изготовлены альтовая и малая трубы с вентилями,которые он использовал в своих сочинениях. Г.Берлиоз тоже считал несостоятельным утверждение,что из-за вентального механизма труба так много теряет в своем блеске.»Для моего уха,по крайней мере,не так,-писал он.-Во всяком случае,если для того,чтобы подметить разницу между двумя инструментами,необходим слух более тонкий, чем мой,то можно согласиться с тем,что неудобства,вытекающие из подобной разницы,несравнимы с теми преимуществами,которые механизм вентилей дает трубе,- возможность пробегать очень легко по всем ступеням хроматической гаммы… Одним из первых,кто оценил все преимущества новых моделей был Р.Вагнер.Являясь реформатором оперного оркестра,он,как и Римский-Корсаков,ввел в его состав несколько новых медных инструментов (вагнеровские тубы,контрабасовый тромбон и др.) Как сольный инструмент в 19 веке труба почти не использовалась (в этом плане в 19 веке не было равных корнету,о котором мы поговорим на следующей странице).Исключениями являются две пьесы А.Алябьева,написанные в духе романса и отражающие все характерные черты стиля композитора. Трубу так же стали включать в различные камерно-инструментальные ансамбли.Примером может послужить Септет для трубы,2 скрипок,альта,виолончели,контрабаса и фортепиано ми-бемоль мажор К.Сен-Санса,написанное в 1881 году для парижского музыкального общества «Trompete»(«Труба»- фр.).Труба использована с поразительным мастерством.Она всегда удачно сочетается с другими инструментами. Таким образом,к 80-90-м годам 19 века вентильные трубы одержали полную победу над натуральными инструментами. Появляются некоторые произведения для солирующего инструмента,труба включается в составы ансамблей,а творчество Вагнера,Листа,Верди,Бизе,Чайковского,Римского-Корсакова и многих других закрепило хроматические инструменты за симфоническим оркестром.

Источник: http://trumpetclub.ru/istoriya-truby.html © Александр Карташев, Российский клуб трубачей



Создан 11 апр 2013



bigmir.ru